Замминистра Афанасьев пожаловался на уход инженеров радиоэлектроники в продажи
Платон Щукин (Редактор отдела «Экономика»)
Фото: Алексей Сухоруков / РИА Новости
Около трети выпускников российских вузов в области радиоэлектроники не остаются в профессии, не проектируют и не создают отечественные устройства, а устраиваются менеджерами по продажам такого вида продукции. На это во время круглого стола в Госдуме пожаловался заместитель министра науки и высшего образования Дмитрий Афанасьев, пишут «Ведомости».
В качестве причин такого перехода он назвал состояние рынка труда, низкий уровень заработных плат, проблемы с социальным пакетом и карьерными возможностями.
Между тем гендиректор холдинга по контрактной разработке электроники SND Global Ольга Квашенкина отметила разрыв между теми теоретическими знаниями, что преподают в вузе, и практическими навыками, которые требуются для разработки продукции. По ее словам, выпускникам с полученными компетенциями проще влиться в продажи.
Также Квашенкина напомнила, что влияние оказывает сама структура рынка, ведь большая часть игроков на нем занимается как раз перепродажей иностранного оборудования, а не разработкой, несмотря на названия. В России не хватает масштабных проектов, где нужно глубокое техническое проектирование, а спрос на собственные разработки ограничен.
Поэтому для квалифицированных кадров в России нет рабочих мест, а те, что есть, заняты сотрудниками с опытом, без которого устроиться крайне сложно. А вот в продажи попасть быстрее, к тому же в тех компаниях сразу предоставляют бонусы и гибкий график.
Впрочем, вице-президент по организационному развитию и управлению персоналом ГК «Аквариус» Айнура Кошоева считает, что молодые люди зачастую приходят в вуз без понимания, чем хотят заниматься в жизни, а столкнувшись в ходе обучения с реальностью, не хотят работать по специальности. Что касается зарплаты, то она утверждает, что стажеры у них в компании сразу же получают 75 тысяч рублей в месяц.
Материалы по теме:
Молодежь по всему миру больше не пьет с коллегами по работе.Почему они отказываются от алкогольной традиции?19 мая 2025
Миллионы молодых людей не могут купить себе жилье.Как собственная квартира стала для них несбыточной мечтой?10 мая 2025
По словам Афанасьева, за пять лет количество бюджетных мест по всем инженерным направлениям выросло на 20 тысяч, но 32-40 процентов студентов не доучиваются до конца, а четверть выпускников уходят в рабочие профессии. В результате возникает феномен переобразованности, когда компетенции специалиста не соответствуют рабочему месту.
Первый зампред комитета Госдумы по науке и высшему образованию Александр Мажуга в ходе мероприятия объяснил, что если на первый курс условно поступят 100 тысяч абитуриентов, то работать по профессии пойдут только 49 тысяч, а остальные отсеются либо в процессе обучения, либо уже после завершения образования.
Однако Квашенкина уверена, что никакой переобразованности нет, потому что учебные программы обновляются с временным лагом до пяти лет, что приводит к устареванию знаний выпускников еще до завершения обучения. Многие вузы к тому же не дают студентам практического опыта, так что пригодных к использованию знаний выпускники не получают.
Ранее гендиректор DZ Systems, член ассоциации «Руссофт» Дмитрий Завалишин пожаловался на ухудшение качества образования в российских вузах. По его словам, нормальных разработчиков в стране готовят только пять-шесть заведений, а «дальше начинаются очень спорные вузы».